Кем мы хотели стать и о чем мечтали, сидя за партой, предложило вспомнить социологическое агентство «Вебер» перед началом учебного года.

«Вебер» — проект АНО «Диалог» и АНО «Диалог Регионы» по исследованию общественного мнения с использованием современных онлайн-инструментов. Новое агентство сочетает классический подход с цифровыми технологиями, а в приоритет ставит людей — с их взглядами и противоречиями.

По данным «Вебера», мечтали стать учителем и воспитателем 14 % россиян. Среди них каждый пятый (21 %) воплотил мечту и стал педагогом — вот кто чувствовал призвание с самого детства. Врачами планировали стать 10 %, и 8 % ими стали.

«Родину защищать» хотели 5 %, а о профессии летчика, космонавта и полицейского мечтали по 2 % респондентов. 3 % желали стать «востребованными специалистами» и «счастливыми людьми».

Некоторые подробно прокомментировали школьные мечты о профессии и дали интересные ответы. Например, в юности кто-то мечтал стать «гражданином СССР» или «просто побыстрее свалить из школы». Один респондент рассказал, что мечтал стать «работником офиса».

Без воспоминаний о резких карьерных поворотах тоже не обошлось. Надеявшаяся на путь инженера женщина стала учителем истории, а мужчина, который мечтал о карьере музыканта, им и стал, но «жизнь посвятил другому» — чему, не уточнил.

Впрочем, став взрослыми, россияне мечтают уже не о профессии, а о хороших оценках для своих детей. 82 % признались, что для них важны четверки и пятерки, которые получают на уроках их дети. Однако 62 % опрошенных при этом уверены: хорошие оценки никак не влияют на карьерный путь и жизненный успех. 51 % отмечает, что успешные люди, бизнесмены и управленцы могут и вовсе вырасти из двоечников и троечников.

Но отсутствие прямой связи между оценками и успехом не отменяет опасения родителей за успеваемость своих детей. Чаще они переживают из-за сдачи ЕГЭ (как когда-то — за вступительные экзамены) и возросшей у современных школьников психологической нагрузки (64 %). При этом 47 % и вовсе уверены в том, что получить высокий балл по профильным предметам на ЕГЭ без помощи репетитора не получится. Несмотря на переживания, 41 % взрослых считает, что с домашними заданиями дети должны справляться самостоятельно, и с ЕГЭ, разумеется, тоже.

Более щепетильный вопрос — о школьной влюбленности — заставил 72 % признаться, что у них была школьная любовь. Но проверку временем она прошла только у 5 %: в отношениях, начатых в школе, в основном состоят молодые люди 18–24 лет (14 %) или пожилые старше 65 лет (10 %).