Руководитель регионального штаба по наблюдению за выборами в Кузбассе Владислав Овчинников в эфире программы «Акценты» на телеканале «Кузбасс Первый» рассказал о подготовке наблюдателей к предстоящим выборам.

Кто такие общественные наблюдатели?

Общественное наблюдение за выборами осуществляется не только общественными наблюдатели. У нас с 2021 года постоянно работает общественный штаб по наблюдению за выборами. В него входят и общественные эксперты и юристы, которые отслеживают и мониторят все этапы избирательной кампании.

В штаб по наблюдению за выборами также входят лидеры общественного мнения, эксперты, которые следят за ходом избирательной компании и за тем, как течёт жизнь в Кузбассе, как проходит подготовка, итогами выборов, и работой органов государственной власти. Мы сопровождаем все этапы, сейчас, например,  закончился этап выдвижения и регистрации кандидатов, и мы тоже внимательно следили, у нас было много экспертных комментариев, в том числе в СМИ. В этот период мы как раз работали с формированием корпуса общественного наблюдения. Это очень важно, потому что на этапе голосования именно эти люди будут осуществлять общественное наблюдение за выборами.

Чем будут занимать наблюдатели во время выборов? Какие у них функции?

Это разные люди, есть и молодежь и опытные наблюдатели, те, кто уже имел опыт работы наблюдателями или в участковых избирательных комиссиях. Чтобы вы понимали, какой это корпус: в 2018 году, во время выборов президента, было подготовлено 1 989 наблюдателей, сейчас прошло обучение 4 540 наблюдателей. Я сам проводил обучение во многих городах, мы там тоже пытались нарисовать портрет наблюдателя и все отмечали, что это человек с активной гражданской позицией, компетентный. Он должен обладать знаниями в сфере законодательства, и уметь пользоваться телефоном, потому что это один из основных инструментов общественного наблюдателя. Это такой универсальный человек, при этом он должен быть честным, объективным непредвзятым, потому что именно такой наблюдатель может обеспечить чистоту и честность выборов. Эти наблюдатели будут работать все три дня в 1 604 участковых избирательных комиссиях в 46 территориальных комиссиях. На каждом участке будет как минимум один общественный наблюдатель. Он получит направление и удостоверение.

Что должны и могут делать общественные наблюдатели?

Институту наблюдения в России 30 лет. Этот механизм формировался постепенно. Наблюдателей, которые могут работать на участке назначает либо кандидат, либо политическая партии. Общественного наблюдателя назначает либо общественная палата РФ, либо региональная общественная палата.

У общественного наблюдателя много прав. Во-первых, он может знакомиться с документацией, в том числе со списками избирателей, может находиться в помещении для голосования, участвовать в надомном голосовании. Он может вести фото- и видеосъемку, вносить предложения, делать замечания избирательному, оспаривать ё решения, если на его взгляд они не верны,  и ему кажется, что избирком недорабатывает. Он также может получать копии протоколов с итогами голосования. Его права выше, чем у других субъектов наблюдения, ведь субъектами общественного наблюдения являются и представители СМИ, доверенные лица кандидатов, общественные объединения, политические партии, общественная палата и члены избиркома. Как и представитель СМИ, он имеет право визуально наблюдать за подсчётом голосов.

Кто может стать общественным наблюдателем?

Стать общественным наблюдателем может любой гражданин, которому исполнилось 18 лет, если у него нет ограничений в виде службы в органах государственной власти или находится в местах заключения. У него должно быть желание стать наблюдателем и учится, потому что это достаточно сложно, но главное – иметь желание быть полезным обществу, потому что общественные наблюдатели не получают вознаграждения за свой труд.

Что движет людьми становиться общественными наблюдателями, если эта работа не оплачивается?

Мотивация у всех своя. Молодым людям интересно, некоторым просто любопытно и они хотят либо просто быть полезными обществу, либо получить какие-то дополнительные навыки, знания как устроена избирательная система. Любопытство, плюс стремление к знаниям, плюс гражданская позиция. Они хотят стать полезными. Это примерно как у волонтёров. Есть люди опытные, это уже старшее поколение, как правило они из бюджетной сферы: социальные работники, учителя, работники учреждений культуры. Они ответственные, дисциплинированные и привыкли к этому, это их гражданская позиция.

Кого больше в числе наблюдателей? Представителей молодёжи или старшего поколения?

На мой взгляд, примерно 50% -наблюдателей с опытом, среднее и старшее поколение. Если смотреть по кандидатам, то около 30% – молодые люди до 30 лет. Примерно такие же пропорции и среди наблюдателей. Для нас это важно, потому что мы выбираем будущее страны, выборы нацелены на развитие, им жить в этой стране, и управлять этой страной.

Сколько длится обучение?

Оно длится по стандартам Ассоциации независимого общественного мониторинга два дня. В некоторых случаях обучение проходит в течение одного дня. После мы проводим встречи с общественными наблюдателями. Например, завтра у меня будет такая встреча с общественными наблюдателями Кемеровского городского округа. Для нас важно, чтобы общественные наблюдатели не только чему-то научились, но и познакомились друг с другом, сверили общественные позиции, поняли, что есть и другие люди, которые разделяют взгляды, не только молодые, но и с оптом. Важно донести, что общественное наблюдение это не поиск каких-то червоточин или негатива. Это, прежде всего, форма сотрудничества, потому что мы выбираем людей, которые будут отвечать за развитие муниципалитетов, региона, страны. В этом смысле без сотрудничества государственной власти с избирательными комиссиями невозможно. Ведь выборы можно провести по закону, без всяких сбоев, но если люди не будут верить, что они прошли честно, то и результаты не будут признаны легитимными. Общественное наблюдение это форма легитимации выборов и власти.

Если общественный наблюдатель заподозрил нарушения, каковы его действия?

Мы предлагаем очень простой алгоритм действий: увидел – зафиксировал – сообщил. Если он что-то увидел, ему показалось что это какое-то нарушение, у него есть телефон, на который он делает фото или видео и отправляет это в общественный штаб по наблюдению за ходом выбора. Там находится группа юристов, после он подходит к председателю или секретарю избирательной комиссии  и сообщает им. С двух сторон идёт проверка. В случае, если возникает подозрение на серьёзное нарушение, у на есть мобильные группы. Мы выезжаем на место, пытаемся работаться в ситуации. Совместными усилиями выясняем, было ли нарушение или нет. В этом процессе также принимает участие общественный наблюдатель.

Что не может делать общественный наблюдатель?

Административная и уголовная ответственность не предусмотрена для общественных наблюдателей. Если он будет нарушать нормы, его могут удалить, он будет дисквалифицирован.

Во-первых, ему нельзя вести агитацию, по просьбе избирателя выдавать бюллетень, расписываться за избирателя о получении либо ставить пометку, даже если избиратель старая бабушка очень проси. Если ему кажется, что кто-то зашёл в кабинку и долго там находится, нельзя подбегать к кабинке и отодвигать шторку, это нарушение. Он должен зафиксировать и сообщить в штаб. Наблюдателю запрещено вести себя деструктивно и нарушать работу избирательной комиссии, лично учувствовать в подсчёте бюллетеней и принятии решений избиркома, оказывать давление. Кроме того, наблюдатели, которые назначены в территориальной избирательной комиссии не могут пользоваться своим правом в участковых избиркомах.

В настоящий момент все наблюдатели готовы. 8, 9, 10 сентября  общественное наблюдение на всех избирательных участках в Кузбассе будет осуществляться. Я думаю, это как раз поможет провести выборы чисто и честно.